Мандала - что это?
В наше время с Востока приходит к нам многое из того, что принято называть словами “сакральные знания”. То, что раньше считалось «секретным» и передавалось только от мастера (учителя) к ученику становится общедоступным.
Данную статью я решил посвятить изучению вопроса — что же скрывается под загадочным словом «Мандала».
В Интернете информации по этому вопросу нашлось очень много, и поэтому я решил её обобщить и выделить главное.
Мандала — др.-инд. «mandala» — «круг», «диск», «круглый», «круговой» и т. п.
Само слово «мандала» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (помимо указанных, ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале).
Мандала — геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. Хотя буддийская мандала известна в основном как пособие в медитативной практике, в древности она, как в буддизме, так и в индуизме, была также символом инициации, ориентировала верующих на священные места. Мандала — попытка изобразить высшую реальность — Духовную Цельность, которая превосходит чувственный мир. На санскрите «мандала» означает «круг», и даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Она символизирует стремление к духовному центру, ментальное и физическое, что отражено в структуре многих храмов и ступ в форме мандалы.
Как средства медитации в собственном смысле мандала-образы обозначаются индийским выражением янтра. Самой “могущественной” и важной из них по-праву считается Шри Янтра:
В Интернете информации по этому вопросу нашлось очень много, и поэтому я решил её обобщить и выделить главное.
Мандала — др.-инд. «mandala» — «круг», «диск», «круглый», «круговой» и т. п.
Само слово «мандала» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (помимо указанных, ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале).
Мандала — геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. Хотя буддийская мандала известна в основном как пособие в медитативной практике, в древности она, как в буддизме, так и в индуизме, была также символом инициации, ориентировала верующих на священные места. Мандала — попытка изобразить высшую реальность — Духовную Цельность, которая превосходит чувственный мир. На санскрите «мандала» означает «круг», и даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Она символизирует стремление к духовному центру, ментальное и физическое, что отражено в структуре многих храмов и ступ в форме мандалы.
Как средства медитации в собственном смысле мандала-образы обозначаются индийским выражением янтра. Самой “могущественной” и важной из них по-праву считается Шри Янтра:
Камман (Camman) предполагает, что мандалы впервые были принесены в Тибет из Индии великим гуру Падма-Самбхава в VIII веке н. э. Их можно обнаружить по всему Востоку как средство достижения созерцания и концентрации — как помощь в вызывании определённых ментальных состояний и в поддержании духа при движении вперёд по пути эволюции от биологических форм к геометрическим, от сферы материального к духовному.
По сути, совпадают с мандалой такие фигуры, как колесо мира, мексиканский «великий каменный календарь», цветок лотоса, мифический золотой цветок, роза и т. п.
В чисто психологическом смысле можно отождествить мандалу с фигурами, составленными из различных элементов, заключенных в квадрат или круг, — например, гороскоп, лабиринт, зодиакальный круг, фигуры, представляющие «годичный круг», а также циферблат.
Мандалами также являются типовые проекты круглых, квадратных или восьмиугольных строений.
Что касается трёхмерных форм, то существуют храмы, построенные по образу мандалы с характерным для неё равновесием элементов, геометрической формой и смыслозначимым числом составных частей. Опять же, по Камману, есть некоторые китайские щиты и обратные стороны зеркал, которые также являются мандалами.
Мандала — это визуальное, пластическое выражение борьбы за достижение порядка — даже внутри различия — и стремление к воссоединению с первоначальным, внепространственным и вневременным «центром», как он мыслится во всех символических традициях. Однако, так как занятие украшением — то есть бессознательной символикой — является важным для упорядочивания определённого пространства — то есть для привнесения порядка в хаос — то, следовательно, эта борьба характеризуется двумя чертами: во-первых, возможностью того, что некоторые предполагаемые мандалы являются результатом простого (эстетического или утилитарного) требования порядка и, во-вторых, соображением, что мандала собственно берёт своё начало из мистического стремления к высшему объединению.
Тибетцы используют мандалы в качестве вспомогательных средств для медитации: с их помощью они концентрируют свой разум и мысленно проходят шаг за шагом через множество измерений пространства, времени и сознания к свободе чистого «бытия», заключенного в сердцевине всех вещей. Такое путешествие, независимо от того, как часто ты его повторяешь, всегда приводит к глубоким внутренним измерениям, одаряет новыми прозрениями относительно своего «я» и сути жизни.
Классическая мандала представляет собой внешний круг, в который вписан квадрат, включающий в себя второй круг — внутренний. Квадрат ориентирован по сторонам света. В середине каждой из сторон располагаются врата, продолжающиеся за его пределами, а в центре внутреннего круга изображается божество — главный символ мандалы, сакральный знак или узор. На Востоке считают, что мандала представляет собой модель упорядоченной вселенной и отражает не только физическую ширину, но и духовную глубину мироздания. Считается также, что мандалы активизируют заложенную в ДНК человека духовную информацию, могут гармонизировать и очищать пространство. Вот её изображение:
Мандала в буддийских практиках — олицетворение чистой земли будд, квинтэссенция гармонии и своеобразная схема её достижения. Изображаемая в храмах по случаю праздников или иных памятных дат, мандала сама подчас становится объектом поклонения, поскольку строится с проведением особых ритуалов. Мандала — своего рода временный дворец, в котором селятся божества. Именно по этой причине после практики, посвящённой божеству, мандалу нужно будет... разрушить. И кропотливый труд монахов, которые несколько дней укладывали цветные песчинки на деревянную поверхность, создавая многоцветную мозаику, в один момент превратится в единую пёструю массу. В этом есть особый смысл, трудно постижимый западным образом мыслей: нет ничего постоянного, и ни к чему, даже созданному долгим трудом и внешне прекрасному, не должно быть привязанности. Именно поэтому единственный способ сохранить настоящую мандалу — это разрушение.
Один из монахов ламаистского монастыря Бхатья Басти, Линдем Гомхэн, описывал мандалу Карлу Густаву Юнгу как «ментальный образ, который может быть выстроен в воображении только сведущим ламой». Он подчёркивал, что «ни одна мандала не является такой же, как другая»: все они различны, потому что каждая есть отражённый образ психического состояния её творца или, другими словами, выражением изменения, внесённого психическим содержанием в традиционную идею мандалы. Таким образом, мандала представляет собой синтез традиционной структуры и свободной интерпретации.
Стоит отметить, что сметённый в специальном ритуале цветной песок считается заряженным особой силой, поскольку он служил камнем дворца для божеств. Обычно его преподносят в дар духам воды в знак почтения и с просьбой о просветлении живых существ. Сегодня мандала хорошо известна тем, кто связан каким-либо образом с психотерапией. Метод мандалы используется в арт-терапии и при поиске понимания полноты собственного «Я». Между тем, первым, кто познакомил с идеей мандалы западных психотерапевтов, был Карл Юнг. В 1916 году он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года зарисовывал в своём блокноте новые мандалы уже ежедневно. Юнг обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». В результате он пришёл к выводу, что подобная терапия — это путь к внутреннему центру, к открытию уникальной индивидуальности.
Сейчас же стало появляться много мандал, нарисованных с помощью специальных компьютерных программ. Например, такого вида:
Или такие:
Рисунки, появляющиеся на злаковых полях, по сути — то же мандалы. На их основе голландский художник Янош создаёт свои собственные мандалы. И, надо сказать, у него получается весьма не плохо — его произведения действительно притягивают к себе внимание:
Мандалы рисовали не только на Востоке, но и в других частях света, вот пример одной из ритуальных мандал племени Навахо:
Заниматься рисованием мандал сейчас стало модно. От руки их тоже рисуют, но результат не всегда такой же симпатичный как на ПК, впрочем и на компьютере можно нарисовать откровенную гадость.
Художница Марина Шишкова, как она утверждает, рисует не просто мандалы, а изображения, передаваемые через неё некими высшими сущностями — вознесёнными учителями. Причём к большинству из них прилагается нечто вроде заклинания — “сакральное веление”. С этими мадалами можно познакомиться на её сайте в разделе “Дары Духа”. Так же там даётся информация — как и для чего можно использовать некоторые из её мандал. Художница на своём сайте показывает и этапы создания мандал: они как бы “растут” и трансформируются. Вот пример одной из них:
Действительно ли эти мандалы проводят целительные энергии и могут оказывать положительное влияние на здоровье — это необходимо выяснять. Изучение сакральных знаний научными методами вполне осуществимо — ведь учёные смогли подтвердить силу крёстного знамения, о чём можно прочесть, например, здесь или здесь.
Помимо рисованных мадал существуют и плетёные, которые использовало индейское племя Уичоли, жившее в горах Сьерра-Мадре в Мексике. Их принято называть обереги Ojo de Dios (читается как "охо де диос"), или Глаз бога. Вот пример одного из них:
Надеюсь, уважаемый читатель, мне удалось познакомить тебя с удивительным и весьма разнообразным миром мандал.
Лечебны ли "лечебные" мандалы?
Я задался таким вопросом кода узнал, что автором некоторых мандал, которым приписывали совершенно конкретное лечебное действие является Paul Heussenstamm, на сйте которого ― Mandalas.com ни чего не говорится о конкретном влиянии той или иной его мандалы на то или иное заболевание. Вот одни из тех мандал, автором которых является Paul Heussenstamm, которым некто (явно не сам художник) необоснованно приписывает конкретные лечебные и “магические” свойства:
Картинки конечно симпатичные, но вот есть ли от них хоть какой-нибудь лечебный эффект? По крайней мере в Интернете я не нашёл ни каких подтверждений его наличия. И вообще не понятно кто и на каком основании решил «раздать» этим и другим мандалам художника совершенно конкретные как лечебные так и “магические” свойства. Причём, на сайтах, где используются эти мандалы, нет указания на их автора, что может свидетельсвовать об обмане пользователя, так как сам художник дал им лишь названия, а не какие-то там особые свойства.
Больше того — я ни разу не видел, чтобы авторы статей, посвящённых разнообразным мандалам, сделанными современными художниками ссылались на конкретные исследования их влияния на человека, животное, растение или окружающее пространство и обнародовали бы их результаты.
Продолжаем: в Интернете я обнаружил и другие так называемые «лечебные» мандалы. Вот такие, например:
Про них сказано, что они разработаны П. Лейман, их созерцание воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно, а также активизирует чакры. Ещё про них говорится:
— мадалы являются новыми разработками. Они учитывают как многовековой опыт Востока, так и новые познания из области нейрофизиологии человека. В них содержатся закодированные послания, их геометрия и цвета подобраны таким образом, чтобы воздействовать на подсознательном уровне. Это поддержка со стороны Божественного, Космоса, Абсолюта, поддержка, которая исходит от бытия, когда вы к нему прислушиваетесь. Созерцание этих мандал приносит неоценимую пользу. Созерцайте их. Учитесь слушать свои собственные чувства, свою собственную правду. Очищайтесь от ненужного, лечите своё тело и свою душу.
Но опять ни чего не сказано о том, кто мог бы подтвердить их утверждения о целебности сих изображений, созерцать которые, откровенно говоря, не хочется ввиду их крайней не эстетичности.
Вот и другие мандалы:
Их автором является Урсула Ирганг. Про неё сказано:
Метод Урсулы уже на протяжении нескольких лет успешно применяется в больницах и госпиталях Австрии и Германии. Спонсирует её исследования знаменитая фирма «Сваровски».
Урсулой Ирганг были экспериментально получены мандалы для исцеления многих болезней, таких как псориаз, диабет II стадии, мочекаменная болезнь, мигрень, улучшение работы сердечнососудистых систем организма, восстановление зрения и многое другое.
Для исцеления применяется определенный алгоритм и компьютерная программа, которая рассчитывает мандалы Света.
И снова ни каких имён и фамилий. Не указаны конкретные лечебные учреждения, кто, как и с какой эффективностью применяет эти изображения. Назвать эти картинки хоть сколько ни будь симпатичными тоже нельзя!
Я видел множество форумов, где пользователи обменивались этими и подобными этим мандалами, в лечебности или хоть какой-то полезности они сами на своём собственном опыте убеждены не были. Другие пользователи, тем не мене с нескрываемым восхищением воспринимали эту информацию и радостно благодарили.
Не ужели мы возвращаемся в пещерный век? Не ужели забылась поговорка "доверяй, но проверяй" и мы готовы верить во всё, что нам скажут и покажут?
Я не противник использования мандал и лечебной графики, но я противник того, чтобы, как у нас говорится "от фонаря", лепить мандалам конкретные лечебные и “магические” свойства и всё это принимать на веру без должной проверки!
Я за то, что бы проводить опыты с этими "лечебными" изображениями, дабы выяснить:
— есть ли от них эффект;
— положителен он или нет;
— если эффект есть, то на сколько он силён.
А пока таких исследований нет, я бы не советовал ждать от мандал слишком многого и уж тем более надеяться на них как на панацею от всех бед!