Светодиодная подсветка вольтметра 21.3812 (от УАЗа).

Светодиодная подсветка вольтметра

21.3812 (от УАЗа).



Мной был приобретен вот такой вольтметр, маркировка на нем 21.3812 и изготовлен он был в СССР. Решил оснастить его светодиодной подсветкой шкалы на светодиодах Ф3мм белого свечения.




Вольтметр 21.3812.

Я его полностью разобрал, до составных частей:


Наружнее кольцо со стеклом, рамка и картонная прокладка.


Корпус вольтметра и его измерительная часть.


По моей задумке, из прутка оргстекла сечением 4х4 мм, изготавливалось полукольцо с отверстиями в торцах Ф3 мм и в них устанавливались светодиоды.


В качестве резака удачно отломившаяся кромка ножа.


Пруток из оргстекла.


Полукольцо с отверстиям в торце.

При предварительном монтаже оказалось, что полукольцо слишком толстое и выступает внутрь прибора из под рамки, сделать тоньше не получилось из-за светодиодов, так как толщина кольца получается менее 3мм и такой способ оказалса не приемлем, в данном исполнении, но есть выход(альтернативный метод, который я опишу в конце моего очерка). 
Решено было сделать подсветку снизу. Для этого я взял квадратную заготовку оргстекла толщиной 4мм, из бумаги сделал шаблон нужного мне профиля, очертил шаблон на оргстекле тонкой иглой, резаком прочертил с двух сторон ненужные куски и отломил их плоскогубцами, профиль доработал на наждаке и подогнал напильником.


Заготовка и шаблон.


Просверлил в заготовке 2 отверстия Ф3 мм под светодиоды и 1  отверстие Ф10 мм по оси стрелки и доработал его ножовкой и напильником до профиля при котором стрелка при своем перемещении не задевает оргстекло. Сделал в заготовке два углубления Ф4мм на глубину 2-2.5мм под головки болтов крепящих циферблат(шкала) вольтметра.


Почти готовая деталь.


Размеры.


Вид сверху.


Сложно просверлить точно.


Внутреннюю часть корпуса я покрасил белой краской (тип краски не важен, только водостойкая должна быль) для отражения света.


Крашенный корпус и элемент старой подсветки.


Примеряем все делали.


Предварительная сборка вольтметра.


Нижний поясок светодиодов я сточил так, чтоб светодиод входил внутрь отвестия с небольшим усилием и закрепил клеем "Мастер". Линзу светодиода не спиливал.


Нормальный и обточенный светодиоды.


Диод установлен.


Длинная ножка светодиода это "+", а короткая "-". Напряжение падения на светодиоде белого свечения 3.8В.
Светодиоды я соединил последовательно (короткую нажку одного припаял к длинной ножке другого, изолировал клеем). В зеленом колпачке я сделал 2 отверстия для проводов "+" и  "-",  подпаял их сответственно к длинной и короткой ножкам светодиодов. Напряжение бортовой сети я принял равным 13.8В. Ток светодиода принял равным 15 mА(0,015А). Расчитываем номинал дополнительного резистора: напряжение Uдоп=13.8-(3.8х3.8)=6.2В, ток Iдоп=15  mА, сопротивление Rдоп=Uдоп/ Iдоп=6.2/0.015А= 413 Ом, ближайший который был у меня 430 Ом. Использую элементы штатной подсветки. Патрон и лампу. Колбу лампы разбил и подпаял к одному лепестку(спираль убрал), выступающему из цоколя, резистор номиналом 430 Ом. Ко второму лепестку минусовай провод. Место пайки залил клеем.


Патрон и резистор.


Далее был приобретен белый маркер, с тонким пером не нашел, взял такой, цена 70р.


Белый маркер.


Собрав, частично вольтметр, оттарировал его так:
при помощи регулируемого блока питания и китайского цифрового вольтметра задавал напряжение 5, 8, 10, 13, 14, 15, 16В на входе в вольтметр и отмечал положение стрелки белым маркером (положение 12В  не соответствует и немного ближе к 13В). 



Отметки на шкале.


Напряжение отметок (подписи только на картинке).


В случае ошибочной отметки - маркер удаляется без следов при помощи спирта, и операцию можно повторить.

В автомобиле присутствует регулятор напряжения подсветки приборов и не достигает своего максимального значения. Днем подсветка отсутсвует. Согласовать яркость подсветки вольтметра и основных приборов можно при помощи дополнительного резистора установленного в цокале лампы (уменьшать или увеличивать номинал)


Максимальная яркость.


Максимальная яркость, расстояние 30см.


Как показали испытания, подсветка прекрасно работает и от 5В.
Затраты: вольтметр б/у с лампочкой 250р.,
маркер белый 70р.,
светодиод - 8р./штука,
остальное было в наличии.

Чем хорош этот метод - светодиоды любого свечения, дешево, инструменты есть у каждого дома или гараже.
Недостаток - долго делать подложку из оргстекла.


Альтернативный метод подсветки.


Этот метод основан на простом отрезке 20см 12В светодиодной самоклеящейся ленты прямого свечения нужного Вам цвета (возможно и многоцветные, тогда нужно будет протянуть и провод переключения между цветами в ленте). Для работы нужно разобрать прибор, протянуть два провода "+" и  "-", подпаять их к ленте, все необходимые сопротивления уже впаяны в ленту, собрать прибор и после установки измерительной части наклеить по кругу или полукругу ленту на стенку прибора, ничего красить не нужно, собираем прибор. 
Преимущество - простота и быстрота.
Недостаток - лента довольно дорого стоит и может перекрыть стоимость прибора.


В заключении, скажу, что при проведении работ нужны прямые не трясущиеся руки. Все удачи!